суббота, августа 01, 2009

Праздник частушки в Емашах


В отпуске съездила на свою малую родину, в Башкирию.Там в 9-тый раз прошел межрегиональный праздник частушки и русской песни в селе Емаши Белокатайского района. В живописной березовой роще весь день звучали старинные частушки, фольклорные песни.



Издавна села Емаши и Карлыханово славились частушками, как село Старобелокатай - своеобразными песнями. Частушки -это маленькие по объему, но содержательные произведения народного творчества, знакомые всем с малых лет. В них- целая картина, отражающая мир. Исполнители обычно строго придерживались соответствующей мелодии и стихотворного текста. А современные частушки, что часто звучат с экранов, оторваны от классического фольклора с точки зрения образности, особого художественного языка. Они сохраняют форму четверостишия, попарную рифмовку, исполняются на однообразный мотив.Это куплеты, в которых мало что осталось от классического песенного фольклора.
Частушки, что поются в Белокатайском районе, очень своеобразны. Здесь слились многие фольклорные традиции, так как на протяжении двух столетий в районе селились люди, приезжие из различных русских губерний, которые тесно общались с местными башкирами. Благодаря удаленности от промышленных центров фольклорные традиции до сих пор сохраняются. Вот некоторые мои любимые частушки.




Сибирьянка шьет портянки
В огороде в лебеде.
Интересные портянки:
Из аршина вышли две.

Не с вина болит спина-
С полевой работушки.
Теперь, девки, не до вас,
Спите без заботушки.

Я и жала, и вязала,
И суслоны ставила;
Чернобрового залетку
Тосковать заставила.

А мне тятя: Я те, я те,
Я те набалуюся!
А я тяти не боюся,
Все равно целуюся.


Я сидела не пече,
На девятом кирпиче.
Меня мама- клюшкой:
Не играй с Андрюшкой!

Я пляшу- они не топают
Подшитые мои,
Я люблю- они не охают
Родители мои.

Финский нож советской стали.
Оборонушка моя.
Испробита, испроломана
Головушка моя.

Били, били, колотили
Мы не испугалися.
Мы ведь тоже ухорезы-
Того дожидалися!

Мы по улице проходим:
Поглядите, тетушки!
Дочерей мы ваших любим,
Спите без заботушки!

Две кукушки куковали
На одной сухарине.
Две подружки подралися
Об одном татарине.

Заиграла, забренчала
Балалайка резкая.
Заревела обо мне
Дура деревенская.

Я- старуха, ты- старик,
Старики мы оба.
Поцелуй меня, старик,
Я твоя зазноба!

Айдакаево- не город,
Сандалашка -не село.
В нашей маленькой Кургашке
Каждый вечер весело!


Комментариев нет: